Меню

Саламатов как стать изобретателем скачать бесплатно



Саламатов Ю.П. «Как стать изобретателем»

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

ЖИЗНЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО СТАВИТ ВСЕ НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ВСЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТ «ЗАГНАТЬ НАС В УГОЛ».

ПОЭТОМУ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА НЕСТАНДАРТНОГО, ГИБКОГО МЫШЛЕНИЯ.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ?

МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ПРОСТЫХ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ТРЕНИРОВОК ПО РЕШЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, НАПРИМЕР, В ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ? А ПОТОМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ НАВЫКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБЫХ ПРОБЛЕМ?

ПЕРЕД ВАМИ КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ: О ТЕОРИИ, ПРИЕМАХ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ.

О книге и ее авторе

Первое издание книги “Как стать изобретателем” вышло в 1990 г. в издательстве “Просвещение” (Москва) тиражом 100 тысяч экземпляров. В то время это был обычный тираж, и его даже не хватило для свободной продажи в книжных магазинах страны. Тираж разошелся по библиотекам и по целевым заказам школ, институтов, техникумов и многочисленных участников существовавшего тогда “незримого колледжа” ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) — что-то около двухсот региональных, мелких и крупных групп, кружков и университетов научно-технического творчества. Книга сразу стала библиографической редкостью.

Необходимость в ее INTERNET-издании для самого широкого читателя очевидна — автору удалось совместить почти несовместимое: четкое и полное изложение новой, во многом парадоксальной, научной теории с ясным и достаточно популярным изложением всех ее правил, законов и приемов решения изобретательских задач. Все положения теории иллюстрированы множеством примеров (изобретений) и снабжены методическим аппаратом для самостоятельной тренировки в решении творческих проблем — реальных изобретательских задач.

Автор, Саламатов Юрий Петрович, доцент, кандидат технических наук, автор 50 изобретений и многочисленных публикаций, в том числе трех книг по ТРИЗ. Занимается изучением и развитием теории более 25 лет. С 1980 г. является членом ОЛТИ — общественной лаборатории теории изобретательства (руководитель Г.С. Альтшуллер). В 1982-1991 гг. обучал инженеров и научных работников в Красноярском университете научно-технического творчества при краевом совете НТО (научно-технических обществ). С 1989 г. директор Красноярского филиала лаборатории изобретающих машин, а с 1998 г. — организатор и директор Иститута инновационного проектирования (INSTITUTE OF INNOVATIVE DESIGN), председатель общественного объединения ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Не менее важной причиной INTERNET-издания книги является стремление сохранить отечественный приоритет и мировое первенство в разработке этого научного направления. За рубежом ТРИЗ активно осваивается во многих странах. Существует несколько десятков англоязычных сайтов в «мировой паутине», посвященных только ТРИЗ. Данная книга (и другие книги автора) переводятся на многие языки. Вот только две ссылки на англоязычное и японское издание книги «Как стать изобретателем» (расширенные варианты) под другими названиями:

Yuri Salamatov «TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving». Translated from Russian by Maria Strogaia and Sergei Yakovlev. Published by Insytec B.V. 1999. The Netherlands.

Salamatov «TRIZ Philosophy: The Heart of Creative Problem Solving», Super Inventive Technique TRIZ Series Vol. 5, (Translated by Toru Nakagawa and Mithubishi Research Institute, Published by Nikkei BP, Tokyo, Japan, Nov. 17, 2000. «TRIZ Home Page in Japan».

Библиография

1984 г. – «ИДЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ТЕПЛОВОЙ ТРУБЫ» (СССР, Красноярск, рукопись) в соавторстве с И.М.Кондраковым. Не опубликована.

1987 г. – «ПОДВИГИ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи» (СССР, Петрозаводск, «Карелия» в сборнике «Нить в лабиринте»). Опубликовано 4 главы из 6.

1990 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (СССР, Москва, «Просвещение»)

1991 г. – «СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ» (СССР, Петрозаводск, «Карелия» в сборнике «Шанс на приключение»)

1999 г. – «TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving» (Netherlands, Published by Insytec B.V., www.insytec.com – английский язык)

2000 г. – «TRIZ PHILOSOPHY: the heart of creative problem solving» (Japan, Nikkei Business Mechanical Corporation http://www.osaka-gu.ac.jp/php/nakagawa/TRIZ/eTRIZ/ — японский язык.

2000 г. – «CHIDUL INVENTATORULUI. TEORIA EVOLUTIEL SISTEMELOR TEHNICE» (Romania, «Performantica», co-authors: G.G.Doncean, S.D.Saranski – румынский язык)

2000 г. – «A SYSTEM OF LAWS OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT», Czech, INDUS, Brno — чешский язык.>

2006 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (2-е издание, «Просвещение», Москва)

2007 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (Китай, Beijing Institute of Technology Press, китайский язык).

Педагогическая деятельность:

С 1996 г. – сотрудник лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования.

С 1998 г. – регулярное дистанционное обучение (интернет-обучение) ТРИЗ-ТРТС-РТВ инженеров из стран Европы, России.

С 2003 г. – председатель региональной аттестационной комиссии МАТРИЗ (международной ассоциации ТРИЗ), председатель ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Разработка инновационных проектов:

Проводилась (с 1989 г.) на предприятиях машиностроения, электротехнической отрасли, строительной индустрии, химической и биотехнологической промышленности, нефтепереработке, в медицине. За период сотрудничества с компаниями США (1995-1999 г.г.) выполнены десятки проектов; например, только для корпорации Procter&Gamble выполнено шесть крупных инновационных проектов;

в 2003 г. для японской компании SANYO выполнено 7 инновационных проектов.

Всего начиная с 1990 г. выполнено 42 инновационных проекта содержащих более 500 концепций на уровне изобретений.

Интернет-обучение ТРИЗ

Крупнейший современный исследователь, преподаватель и практик инновационного применения ТРИЗ, Мастер ТРИЗ, ученик Г.С.Альтшуллера, автор многих книг по ТРИЗ (вышедших в СССР, России, Голландии, Японии, Румынии, Китае – 2006), автор 60 изобретений (авторских свидетельств СССР, патентов России и США САЛАМАТОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ.

Он является разработчиком нового курса преподавания ТРИЗ, дает учебный материал, разбирает решения учеников, корректирует последовательность и тематику подачи учебных материалов – индивидуально для каждого ученика, подстраивается под его уровень образования, специальность, под его видение картины мира, постепенно преобразовывая его мышление в сильное творческое, помогает подобрать интересные темы для выпускных работ, которые затем патентуются и очень часто служат началом нового бизнеса, Своего Дела, становятся делом всей жизни, стартом блестящей карьеры.

Саламатов Ю.П. руководит коллективом преподавателей, координируя и «сшивая» курсы ТРИЗ, ТРТС, РТВ и Инновационного Проектирования в единый учебный процесс. Только мы предоставляем уникальную возможность стать учеником большого Мастера ТРИЗ и получить от него истинную непредвзятую оценку Ваших способностей и достигнутого творческого уровня после обучения. По результатам обучения выдается удостоверение ИИП о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету.

По результатам обучения выдается аттестат Института инновационного проектирования о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету на адрес info@triz-guide.com.

Программы обучения индивидуальны, блоки и задания меняются по ходу обучения, в зависимости от уровня подготовки и успехов ученика. Условно можно разделить курсы на: 3-х месячные (ознакомительный курс), 6-ти месячные (вводный курс), 9-ти месячные (средний курс), 12-ти месячные (основной курс). Это примерно соответствует: 3-6 месяцев — 1-му уровню аттестации МАТРИЗ, 9-12 месяцев – 2 уровню аттестации МАТРИЗ. На 2-й уровень предусмотрено выполнение выпускной работы (как правило, на уровне изобретения – решение реальной производственной задачи). Режим обучения – ученик сам регулирует время и скорость выполнения заданий, но объем заданий остается неизменным. Для особо одаренных предусмотрены дополнительные задания.

Корпоративное обучение.

При корпоративном обучении составляется договор между ИИП и Заказчиком, дается общий список и краткая характеристика на каждого ученика. Преподаватель ФСА-ТРИЗ находится в постоянном контакте с куратором от организации Заказчика. Куратор регулирует организационные вопросы на производстве – обеспечивает 1 дополнительный свободный день (в неделю, минимум 2 дня в месяц) ученику, ведет учет выполненных и невыполненных заданий, обеспечивает учебной и справочной литературой, согласовывает посещение библиотеки и т.д. В конце обучения преподаватель дает краткую характеристику-отзыв по каждому ученику. Специализация предприятия не играет роли. Но необходимо знать профиль (отрасль, конкретные условия), чтобы хотя бы чуть-чуть адаптировать задания к условиям конкретного предприятия. Специализация важна для выбора выпускной работы.

КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ

Пособие для самостоятельного изучения теории решения изобретательских задач

Генерация идей — единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. «Производством» идей занимаются изобретатели: в широком смысле — это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый.

Как работает «промышленность изобретений» и какова ее эффективность?

Удивительно, но это единственная «отрасль» в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое — общество получает идею, не захотел — не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и. не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: «А если сделать так? Нет, так не получается, попробуем иначе. А может быть зайти с другой стороны? И так не получается. Попробуем еще раз. » Продолжаются эти поиски до тех пор, пока «яркая вспышка озарения» не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти — не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

ТАКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНА! МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТОЙ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ НАУКОЙ, ЗАКОНОМЕРНО ПОЯВИВШЕЙСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ.

Цель книги — дать систематизированное изложение основных идей ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Все положения, выводы и рекомендации теории основаны на анализе больших массивов патентной информации и проверены в процессе практического применения. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов — это оказалось, вопреки бытующему и поныне скепсису приверженцев «творческого озарения», задачей посильной и вполне осуществимой. Причем занятия посещались зачастую не только техниками (инженерами, научными работниками и студентами), но и специалистами гуманитарных профессий.

МЫ ПРИШЛИ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ЗНАЧЕНИЕ ВРОЖДЕННЫХ КАЧЕСТВ НЕ СТОЛЬ ВЕЛИКО (ИЛИ ВОВСЕ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ), КАК ЭТО ОБЫЧНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ. ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ОН САМ ТОГО ТВЕРДО ЖЕЛАЕТ, МОЖЕТ СТАТЬ АКТИВНЫМ НОВАТОРОМ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ, НАУЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.

Под творческим мышлением мы понимаем сильное, хорошо организованное мышление с использованием определенного набора приемов, правил и программ. Вместо спонтанного, случайного, плохо организованного мышления, вместо интуиции и «вспышек озарения», вместо деления людей на «избранных» творцов (“гениев”) и «толпу», вместо якобы существующего неравенства способностей в изобретательстве, мы предлагаем предельно демократизированное творчество доступное каждому.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ КНИГА ЛИЧНО ВАМ?

Здесь возможны несколько уровней восприятия материала. Самое простое — рассматривать книгу как сборник интересных фактов, примеров и приемов, которые можно использовать в своей практической работе. Это не очень выгодный путь: обойма примеров будет быстро израсходована, а умение самостоятельно находить задачи и решать их не будет приобретено. Гораздо полезнее разобраться в основных идеях теории творчества, овладеть методом решения, а затем и постановки творческих задач —

— ВОТ ТОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!

Отсюда вытекает и структура книги — краткое, по возможности популярное изложение теоретических вопросов и обилие примеров и задач. Краткость изложения вынужденная — современная ТРИЗ, даже если брать только основные ее разделы, не вмещается в рамки такой книги. Расчет — на активность читателя в освоении материала и использовании дополнительной литературы, на самостоятельную работу с изобретательской информацией.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ?

Прежде всего она рассчитана на тех, кто заинтересован в получении основательных знаний по изобретательскому творчеству — для них она представляет собой эффективное и простое пособие. Вначале к читателю предъявляются минимальные требования, а по мере вхождения в материал стратегия изменяется и нагрузки возрастают — кое-где они могут показаться читателю перегрузками. Это сделано умышленно: научиться по настоящему можно только на трудных задачах, легкие задачи могут служить лишь разминкой — они нисколько не наращивают силу творческого воображения. Каждый раздел, каждая задача предназначены для добросовестной проработки. В идеале читатель решает самостоятельно примерно треть задач и еще для трети задач находит решение, хотя бы в общем виде. Причем при первом чтении количество решенных задач может быть еще меньше. Важнее не получение ответа, а честная попытка решения задач во всю силу собственного воображения с последующим анализом возможных расхождений с предлагаемыми в книге ответами. Изобретательские задачи могут иметь несколько ответов, поэтому самое ценное — выработка навыков оценки и выбора лучшего решения.

При повторном чтении книги задачи, естественно, отойдут на второй план. Здесь самое важное — работа с конспектом: нужно записать разборы решения задач, идеи, попутные мысли и более глубокие размышления о тех или иных элементах теории и способах их применения. Это наиболее эффективный путь освоения методологии творчества.

В основу книги, кроме собственных авторских разработок, положены материалы исследований автора ТРИЗ — изобретателя, инженера, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера, опубликовавшего в Советском Союзе и за рубежом за многие годы работы над теорией целый ряд книг.

Всякая развивающаяся наука нуждается в энтузиастах. Поэтому автор приглашает всех желающих к сотрудничеству по организационным, методическим и исследовательским вопросам в развитии идей, изложенных в книге, и будет благодарен за любые замечания, предложения и советы, позволяющие открыть новые пути применения ТРИЗ.

ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬ ПРОСТУЮ ЗАДАЧУ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.

Задача действительно простая, для ее решения вполне достаточно школьных знаний, если уметь ими пользоваться.

При подъеме затонувших кораблей применяют понтоны — пустые емкости («бочки»). Их заполняют водой, опускают вниз, и водолазы крепят их к кораблю. Потом воду из понтонов вытесняют сжатым воздухом, понтоны всплывают, поднимая корабль.

Одна из главных трудностей состоит в том, что часто корабль удерживается на дне толстым слоем вязкого ила. Ил мешает работе водолазов, а главное — держит корабль.

Обычно пытаются размывать ил с помощью брандспойтов или откачивают насосами. Это очень трудоемко. Как быть?

Назовем эту задачу «Сокровища погибших кораблей «. Нужно найти универсальный способ подъема кораблей, лежащих в глубоком слое ила. Глубину до твердого грунта примем 50 — 60м.

Для решения задачи достаточно школьных знаний.

В патенте США 4 084 157 описано устройство тревожной противопожарной сигнализации, которое реагирует на повышение температуры в помещении и включает звуковой сигнал. Это устройство состоит из сжатой пружины, удерживаемой легкоплавким веществом (например, сплав Вуда, парафин и т.п.).

В случае пожара вещество плавится, пружина распрямляется и освобождает клапан на баллоне со сжатым воздухом, воздух поступает в звуковую сирену — раздается сигнал тревоги.

Не очень надежная система: пожар ведь может не случиться много лет, за это время пружина может потерять упругость, вещество может испортится (например, окислиться, разложиться).

Кроме того, после срабатывания устройства необходимо тщательно подготовить его к следующему циклу работы — поставить новый баллон со сжатым воздухом, взвести пружину, залить ее легкоплавким веществом.

Подумайте, что можно упростить в этой системе, повысить надежность работы, сократить количество элементов; короче говоря — нужно пройти как можно дальше по пути совершенствования этой системы или придумать абсолютно новую.

Здесь может быть множество красивых решений — ведь надо использовать бесплатный ресурс — тепловое поле, возникающее при пожаре. Пусть оно само и сигнализирует.

Источник

Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем

Учебное пособие. Inteet-издание.

Четкое и полное изложение новой, во многом парадоксальной, научной теории с ясным и достаточно популярным изложением всех её правил, законов и приёмов решения изобретательских задач. Все положения теории иллюстрированы множеством примеров (изобретений) и снабжены методическим аппаратом для самостоятельной тренировки в решении творческих проблем — реальных изобретательских задач.

Содержание:
О книге и ее авторе.
К читателю.
Что может дать книга лично Вам?
Как пользоваться книгой?
Миллион проб и одна жизнь.
Монополия на творчество? Ее просто нет!
Соперничая с Эдисоном.
Искра случая может и не вспыхнуть.
Надежды, которые не оправдались.
Снимем покров таинственности.
Табу на слабое решение.
Кванты теории.
Задачи без противоречий? Пожалуйста.
«Правила игры» для изобретателя.
Догадка по формулам.
Цепная реакция технических решений.
Место поединка — Феполь.
Задачи для тренировки.
Шаг через барьер.
Сломать компромисс.
Пять уровней творчества.
С чего начинается система?
Секреты психологической защиты.
Управляемое воображение.
Никаких чудес — всё по законам.
Здравый смысл фантазии.
Противоречия — ключ к истине.
На пути к изобретению.
Основы сильного мышления.
Практикум по решению изобретательских задач.
Ищите трудные задачи.
В едином ритме.
Стандарт на смелое решение.
Если нужно вещество — возьмем пустоту.
Магия маленьких человечков.
Изобретения, заказанные мечтой.
Вектор идеальности.
Система на волнах эволюции.
Ориентир в меняющемся мире.
Вынесем тривиальное за скобки.
Практикум по решению изобретательских задач.
Стратегия плюс тактика.
Готовность к действию.
Сумма информации: Указатель эффектов для изобретателя.
Увидеть будущее.
Программируем неожиданности.
Системы: Возведение в степень.
Изобретателями становятся.
Практикум по решению изобретательских задач.
Уточним схему решения технических задач.
Приложения.
Указатель физических эффектов.
Указатель химических эффектов.
Указатель геометрических эффектов.
Технические функции эффектов.
Ответы к задачам.

Источник

Читайте также:  Как бесплатно можно получить прем танк в world of tanks бесплатно