Меню

Как проехать бесплатно на автобусе межгород



Льготы при проезде на междугородном автобусе

Согласно федеральному и местному законодательству в РФ, льготы на проезд полагаются нескольким группам граждан. Но относятся льготы в основном к городским и районным (пригородным) маршрутам. Что же касается проезда на междугородных автобусах, льгот здесь значительно меньше. Рассмотрим, кто и по какой схеме может ими воспользоваться.

Родина помнит своих героев

Категория граждан

Скидка

по стоимости проезда

Периодичность

Герои Советского Союза и России

2 раза в год в оба конца

Кавалеры ордена Славы трех степеней

2 раза в год в оба конца

Герои Вооруженных сил – полные кавалеры ордена «За службу Родине»

1 раз в год в оба конца

Герои Социалистического Труда

1 раз в 2 года в два конца

Кавалеры ордена Трудовой Славы трех степеней

1 раз в 2 года в два конца

Аналогичная региональная льгота может быть установлена и для других категорий – ветеранов, инвалидов войны и труда, граждан, пострадавших от радиоактивного воздействия, ликвидаторов техногенных катастроф

Молодым везде у нас дорога

Категория граждан

Скидка

по стоимости проезда

Периодичность

Дети от 5 до 12 лет

Школьники старше 12 лет

1 ноября – 31 марта (в отдельных регионах с 1 сентября до 25 мая)

Студенты вузов, учащиеся ссузов (дневное отделение)

Субботы, воскресенья, предпраздничные дни учебных семестров (1.09–30.11; 1.03–30.06)

Студенты могут воспользоваться льготным проездом на междугородных автобусах только внутриобластных маршрутов

«Слуги народа»

Право на бесплатный проезд также имеют депутаты федерального уровня и их помощники. Но льгота распространяется не на все маршруты, а действует только внутри того округа, от которого депутат избран в законодательный орган страны или на территории представляемого им субъекта РФ.

Чтобы воспользоваться правом, необходимо в кассе предъявить соответствующий мандат и получить билет с указанием места.

Категория граждан

Скидка

по стоимости проезда

Периодичность

Депутат Государственной Думы РФ

На период срока полномочий

Член Федерального Собрания

На период срока полномочий

Помощники депутата ГД РФ, ФС

На период срока полномочий

Льготным проездом могут воспользоваться парламентарии и их помощники

Региональные льготы

Кроме проездных льгот, установленных государством на федеральном уровне, каждый субъект федерации может расширять их перечень, внося в список другие категории граждан. В том числе обеспечивать скидки на проезд междугородными автобусами. Естественно, они распространяются только на маршруты внутри области (края, округа).

Какие группы граждан и на какую льготу могут рассчитывать? В первую очередь речь идет о людях преклонного возраста, уязвимого в социальном плане населения. В перечень наиболее часто попадают:

  • ветераны войны и труда;
  • пострадавшие от политических репрессий;
  • труженики тыла;
  • инвалиды I, II группы.

В «богатых» субъектах РФ, некоторых северных регионах или там, где нет железнодорожного сообщения, льготу могут дать всем пенсионерам. Обычно это бесплатный проезд или скидка 75, 50 % от стоимости билета. Постоянно или с заданной периодичностью, как правило, не более 2 раз в год туда и обратно.

Поэтому, если вы относитесь к одной из перечисленных групп и вам предстоит поездка автобусом по области, поинтересуйтесь, на какую льготу вы можете рассчитывать в конкретном регионе.

Чтобы купить билет со скидкой, в кассу автовокзала необходимо предоставить паспорт и документ, удостоверяющий льготу.

Источник

Проезд ребенка на автобусе — до какого возраста бесплатно?

Каждый родитель рано или поздно задумывался о том, до какого возраста действует детский билет на автобус. Ведь путешествие само по себе – дело нелегкое и недешевое, а с детьми вдвойне сложное и ответственное.

Чтобы поездка прошла без лишних проблем и как можно дешевле, необходимо узнать об основных моментах путешествия детей на городском и междугороднем транспорте.

Стоит сказать, что единого закона на детский проезд нет, каждым видом транспорта установлена собственная, но похожая, система скидок.

Как и до какого возраста действует детский билет на автобус

В автобусах на детские школьные проезды действуют определенные льготы.

Они предусматривают серьезные скидки, но при условии наличия документального подтверждения оснований для льгот. Обычно хватает справки из учебного учреждения.

Существуют следующие льготы:

  1. В черте города с 7 до 14 лет на детский билет положена скидка 50% от стоимости путешествия при наличии проездного.
  2. Сироты и инвалиды могут пользоваться автобусом за 50% от тарифа до 18 лет.
  3. Детский билет в автобусах междугороднего типа будет стоить за 50% стоимости, приобретается с 5 до 12 лет.
  4. Бывают случаи, когда нужно отдельное место до 5 лет в междугороднем и до 7 лет в пригородном и городском транспорте. При таком варианте стоимость также составит 50%.
  5. В более старшем возрасте проездной будет платным и должен оплачиваться по полному тарифу.

Сколько стоит

Стоимость детского билета предусматривается внутренней политикой регионов РФ, исходя из тарифа, который складывается из цен на бензин, трат на заработную плату персонала, включает налоги и траты на обслуживание.

Цены на проезд в городе варьируются в среднем от 25 до 35 рублей за поездку. В пригородном и междугороднем транспорте цена зависит также от километража.

Бесплатный проезд для детей

Бесплатный проезд в автобусе предоставляется при двух условиях: возрастном ограничении, когда в семье более трёх детей до 18 лет и отсутствии потребности занимать отдельное место:

  • в городском и пригородном автобусе без оплаты могут ездить дети до 7 лет;
  • в междугороднем транспорте бесплатно могут проехать малыши не старше 5 лет;
  • дети из многодетных семей имеют право за проезд не платить, предъявив документ из соцподдержки;
  • на поезде проезд без оплаты положен также до 5 лет на одном месте с законным представителем.

Заключение

В качестве заключения, приведем некоторые советы родителям:

  1. Перед первой самостоятельной поездкой оцените, готовы ли малыш к таким изменениям: достаточно ли он ответственен и внимателен к окружающим. Если ребенку свойственна стеснительность и рассеянность, следует отложить первую поездку.
  2. Расскажите об этикете и поведении в общественном транспорте.
  3. Расскажите о том, что делать и к кому обратиться в угрожающих обстоятельствах (например, плохое самочувствие).
  4. Если поездка на межгород будет долгой, позаботьтесь о провизии, исключая при этом скоропортящиеся продукты.
  5. Позаботьтесь о противорвотных таблетках заранее.

Смотрите видео, в котором разъясняются актуальные правила перевозки детей в автобусах:

Источник

Правила проезда детей в общественном транспорте

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены нормативные-правовые документы, регламентирующие перевозку детей в общественном транспорте.

Практически каждый житель России знает о том, что маленьких детей можно перевозить в автобусах и троллейбусах бесплатно, однако детали перевозки обычно вызывают вопросы.

В каком возрасте возможен бесплатный проезд?

1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

1. Обратите внимание, бесплатный проезд детей возможен лишь в тех случаях, когда они следуют вместе со взрослыми.

2. В городском и пригородном сообщении можно бесплатно перевозить детей до 7 лет, причем в любом количестве. Т.е. пассажир может взять с собой 5 или 10 детей и все они будут ехать бесплатно. Однако отдельные места для сидения детям в этом случае не предоставляются.

Читайте также:  Как определить город по номеру мобильного телефона бесплатно онлайн

3. При междугородней поездке можно бесплатно взять с собой одного ребенка в возрасте до 5 лет. Отдельное место для сидения в данном случае также не предоставляется.

Поездка Можно бесплатно перевезти
Городская
(в пределах населенного пункта)
до 7 лет
(любое количество детей)
Пригородная
(между населенными пунктами
на расстояние менее 50 км)
до 7 лет
(любое количество детей)
Междугородняя
(между населенными пунктами
на расстояние более 50 км)
до 5 лет
(1 ребенок)

Как контролер может определить возраст ребенка?

Части 7 и 11 статьи 20 Федерального закона:

7. Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:
.
11. Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи, по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.

Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.

Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.

В каких случаях проезд ребенка должен оплачиваться?

Часть 2 статьи 21 Федерального закона:

2. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:

Поездка Оплата проезда
Городская
(в пределах населенного пункта)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Пригородная
(между населенными пунктами
на расстояние менее 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Междугородняя
(между населенными пунктами
на расстояние более 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)

При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.

В каких случаях ребенку требуется отдельное место?

В данном случае возникает вопрос по поводу того, в каких случаях запрещена перевозка ребенка без выделения отдельного места. В Уставе автомобильного транспорта не даются ссылки на конкретные нормативные документы, поэтому придется найти их в других нормативных документах.

Обратимся к пункту 5.1 ПДД:

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

Поскольку ребенок является пассажиром общественного транспорта, то при перевозке он должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сами ремни устанавливаются только на местах для сидения. Таким образом получается, что если конструкцией автобуса предусмотрены ремни безопасности, то ребенку требуется отдельное место. Соответственно, за проезд следует заплатить половину стоимости.

Какие автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности?

18) Транспортные средства категорий M1, N, а также M2 и M3 классов III и В оборудуются ремнями безопасности. Остальные транспортные средства категорий M2, M3 оборудуются ремнями безопасности, если они используются для перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Напомню, что к классам III и B относятся автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

Кроме того, отдельное требование касается междугородних автобусов. Приложение №8 к Техническому регламенту:

7.1. Места для сидения в транспортных средствах, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности, должны быть ими оборудованы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действовавших на момент выпуска транспортного средства в обращение.

Однако предписания абзаца первого настоящего пункта не охватывают транспортные средства категорий M2 и M3, которые оборудуются ремнями безопасности, если используются для перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Т.е. все автобусы, используемые в междугороднем сообщении, должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Таким образом получается, что если в автобусе предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, то этот автобус должен быть оборудован ремнями. Если в автобусе есть ремни, то ими должны быть пристегнуты пассажиры, в том числе и дети. Соответственно каждому ребенку нужно отдельное место с ремнем и родителям придется за это место заплатить.

Обратите внимание, если в автобусе нет ремней безопасности, а от пассажира все равно требуют, чтобы он оплатил отдельное место для ребенка, то рекомендую выяснить, на основании чего выставляется подобное требование. Если никакого внятного ответа получить не удается, то следует написать жалобу на перевозчика.

Должно ли предоставляться детское кресло в автобусе?

Поскольку провоз детей в автобусах в некоторых случаях оказывается платным, у родителей возникает вопрос по поводу того, что включает в себя эта платная услуга? Должен ли водитель предоставить малышу специальное удерживающее устройство для безопасности?

Для начала напомню, что начиная с 12 июля 2017 года из правил дорожного движения исключено требование об использовании детских удерживающих устройств в автобусах. Такие устройства обязательны только в легковых автомобилях и кабинах грузовиков. Так что перевозка ребенка, пристегнутого обычным ремнем безопасности, в автобусе нарушением не считается. В связи с этим у перевозчиков нет необходимости предоставлять детские кресла.

Естественно, сотрудники транспортных предприятий могут предоставлять кресла по собственной инициативе. Ну а поскольку поездка в специальном детском удерживающем устройстве гораздо безопаснее, рекомендую заранее узнавать у перевозчика, могут ли Вам предоставить это оборудование на время поездки. Если же кресла не предоставляются, то можно захватить в поездку и собственное автокресло, в котором и поедет малыш.

Подведем итоги данной статьи:

  • Дети до 7 лет могут бесплатно ехать в городском и пригородном транспорте (троллейбусах, автобусах).
  • Пассажир может бесплатно взять одного ребенка до 5 лет в междугородний автобус.
  • Если автобус оборудован ремнями безопасности, то ребенку требуется отдельное место. В этом случае придется оплатить половину стоимости билета. При этом взрослый может взять с собой 2-х детей до 12 лет со скидкой и любое количество детей по полной стоимости.

Источник

Советы по междугородним пассажирским автобусным путешествиям

— Я пришёл на остановку за 2 минуты до отправления по расписанию и помахал рукой ушедшему автобусу. Что делать?

Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.

Читайте также:  Йога как танец скачать бесплатно

— Что это за тахограф на каждом автобусе?

Раньше это было нечто вроде часового механизма, соединённого со спидометром. Самые современные тахографы — это независимый аккумулятор, устройство хранения (обычно onboard-флеш), GPS/Глонасс-приёмник, акселерометр, входы для датчиков (уровень топлива, температура в салоне), интеграционный модуль для CAN-шины. Всё чаще их комплектуют GSM-модемами с M2M-сим-картами для удалённого получения данных перевозчиком (основного лога в реальном времени при наличии сети на маршруте или детальной выгрузки в конечном пункте). Тахографы постоянно совершенствуются, равно как и знания водителей о том, как их обмануть. Задача тахографа — фиксировать нарушения рабочего графика, видеть, когда водитель сгонял на дачу на служебном автобусе или сделал «левый» рейс, знать точный расход топлива.

— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?

У нас по ПДД пассажир и водитель должны ехать сидя. Поэтому автобусов с лежачими местами нет. Точнее, изредка встречаются «лежанки», но они предназначены для отдыха водителей между рейсами. А, например, в Китае, Таиланде и Индии есть sleeping bus — как правило, ночные рейсы, где можно загрузиться и поспать до приезда.

— Обязательно нужен паспорт для покупки билета?

На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае. То есть внутри одного субъекта Федерации можно покупать билет и двигаться вообще без документов. Что не исключает возможность того, что у вас их попросят предъявить для проверки по дороге.

— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?

На территории автовокзала автобус и документы пассажиров имеет право проверять администрация вокзала. По дороге могут проверять как самого перевозчика, так и пассажиров. МВД или ФСБ могут искать преступников, проверять багаж на наркотики и перевозку оружия и так далее. Дальше действуют обычные нормы, как если бы сотрудники подошли к вам на улице. Может быть и такое, что автобус задержала полиция, и пассажирам придется добираться самостоятельно.

— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?

Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.

— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?

Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.

— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?

Обычно нет. Если же вдруг у вас сорвалось что-то важное по причине нарушения со стороны перевозчика, можно попробовать подать в суд с доказательствами нанесённого вам ущерба (например, пропущенного рейса самолёта). Если это было не ДТП, не пробка и не что-то ещё вроде пассажира, которому внезапно стало плохо, и вы повезли его в больницу прямо с маршрута, шансы есть. Но обычно такие вещи решаются в досудебном порядке с перевозчиком. Простая подача «на моральный вред» обычно не приводит к успеху. Стандартной страховки, покрывающей опоздания, нет.

— Мы вышли в степи, там был туалет типа «сортир», и я целиком использовал маршрутную квитанцию для нужд гигиены. Меня теперь могут высадить?

Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.

Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.

Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.

— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?

На междугороднем автобусе вообще невозможно понятие «безбилетный пассажир», потому что такого человека не должны пустить в автобус в принципе. Но есть городские маршруты (это которые с контролёром и билетами, обычно вы их встречаете внутри города), которые пересекают границы регионов. Но в любом случае вас будут штрафовать по федеральному закону № 220, который действует везде по России. Городских маршрутов через границу России пока нет.

— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?

За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.

Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).

Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.

— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?

Возможно два варианта:

  1. Вы купили поддельный билет.
  2. Что-то где-то пошло не так, и данные о покупке билета не дошли до списка.

Во втором случае имеет смысл оперативно связаться с перевозчиком. Сделать это можно по прямому телефону либо через дежурного по вокзалу. Дежурный точно так же будет звонить перевозчику, как это сделали бы вы, но разница в том, что он точно знает, кому звонить, и у него может быть внутренний номер нужного специалиста.

Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.

— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?

На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.

— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?

Читайте также:  Как скачать бесплатно с сайта шальной

Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.

— Я забыл багаж в автобусе, что делать?

Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.

Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.

Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.

Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.

— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?

Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.

— Что надо знать про остановки?

В расписаниях указывается местное время. Изменения в расписании должны быть объявлены за 10 дней. Расписание должно быть на каждой остановке автобуса. Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.

— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?

Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.

Если на рейс будет допущен пьяный водитель, посадят медика. Если на рейс будет допущен сломанный автобус, посадят механика. Всё серьёзно. Если рейс «белый», конечно.

— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?

На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.

Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.

Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.

— То есть не бывает невозвратных билетов?

Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.

— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?

Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.

— Как страхуется пассажир?

На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.

— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?

На усмотрение перевозчика, стандарта нет. Но по отзывам можно сказать, что остановки на «туалет и покурить» достаточно частые.

— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?

Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.

— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?

На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.

— Когда перестают продавать билеты?

Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.

— Какие нормативы стоит изучить?

  • Постановление от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Постановление от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…».
  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Источник