Меню

Эссе на тему почему налоги необходимы государству скачать бесплатно



Эссе на тему«Зачем платить налоги?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. Калининград, Московский пр.,98-а

«Зачем платить налоги?

Ученица 11 б класса

Налоги… В современном цивилизованном обществе именно налоги – основная форма доходов государства. Помимо этого они используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, то есть являются важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы государства.

Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке с юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги «питают» бюджетную систему. Кроме того государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений (пенсионный, фонд занятости и т. д.)

Сами налоги возникли ещё на заре человеческой цивилизации, и уже тогда негативно воспринимались человеком, ведь никому не хочется терпеть материальные потери. Но не все понимают, что государство не может функционировать без налогов, поскольку государством надо управлять, обеспечивать национальную оборону, безопасность граждан, да и проживание людей требует соответствующей инфраструктуры (дороги, коммуникации, жилищный фонд и т. д.) И именно налоги являются источником средств для этого.

Только вот не все налоги по душе. Например, налог на имущественное дарение. Ведь если близкий человек подарил квартиру, неужели ещё и нужно платить огромную сумму государству.

А вот налог, который платят владельцы машин, очень справедлив. На эти средства строятся, ремонтируются дороги.

Я считаю, что платить налоги нужно безоговорочно, ведь все они идут на благие цели.

Но просто в некоторых ситуациях происходит непонимание… Почему одни «уходят» от налогов, а ты чуть «нашёл» доход, должен поделиться с государством.

И всё же налоги, которые определяются законодательными актами идут на развитие всех областей нашей жизни, хозяйства, защиту территории нашей страны, охрану спокойной жизни наших сограждан, на развитие образования, медицины, культуры, для функционирования самого государства. Без налогов государство существовать не может. И каждый человек должен понять это, и безропотно платить налоги.

Источник

Почему налоги необходимы государству?

Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации. Фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов. Экономические и правовые принципы формирования налоговой системы.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 26.03.2018
Размер файла 16,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Почему налоги необходимы государству?

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.

Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

Функции налогов — это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Основные функции налогов следующие:

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины — своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

2. Принцип законности налогов.

Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

Читайте также:  О чем фильм бумер 1 онлайн бесплатно в хорошем качестве hd 720

Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика

Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

курсовая работа [254,1 K], добавлен 25.06.2010

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

реферат [25,6 K], добавлен 05.08.2008

Налоги как необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, их экономическая сущность, роль в формировании бюджетов. Пути совершенствования и анализ реформаторских преобразований в области налоговой системы России.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 19.05.2009

Понятие, функции, принципы налогообложения. Налоговая ставка и база. Порядок уплаты налогов и сборов. Федеральные (общегосударственные), местные налоги. Ставки регрессивного налога. Таможенными пошлинами. Абстрактные (общие), целевые (специальные) налоги.

курсовая работа [115,4 K], добавлен 18.12.2016

Источник

Почему налоги необходимы государству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Конечно, некоторые задумаются, а нельзя ли сделать так, чтобы каждая конкретная ячейка общества, например, семья, дом, платила специальным частным компания деньги за всё это и сама устанавливала законы и поддерживала порядок. Казалось бы: неплохо. И ты видишь, куда идёт твои труд (деньги) и сам непосредственно следишь за всеми процессами твоего маленького общества. Но это получается возврат в каменный век, с их родовыми общинами и прочим.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Почему необходимы налоги государству.docx

Региональный Финансово-Экономический Институт

Почему налоги необходимы государству

Барзенкова Юлия Юрьевна

Эссе на тему «Почему налоги необходимы государству»

«Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой, по сути»

Председатель правительства Р.Ф. В.В. Путин

Налоги – это один самых необходимых ресурсов, благодаря которому государство существует. Именно поэтому, разбираясь в вопросе необходимости уплаты налогов, рекомендуется уделить внимание тому, на что расходуются полученные от населения средства. Такой подход к решению поставленной задачи позволит понять, для чего же так необходимо гражданам любой страны платить налоги.
Налоги – это источник пенсионного обеспечения населения. Как известно, именно пенсионеры являются самой уязвимой категорией населения. Они реагируют на малейшее изменение экономической ситуации в стране. Естественно, эта реакция производится через увеличение или уменьшение размера пенсии. Когда в государстве преобладает своевременная уплата налоговых отчислений, то и пенсия выдается пенсионерам вовремя.
Налоги – это источник финансирования строительства объектов, имеющих социальное значение. К примеру, детские сады, поликлиники, больницы и другие важные объекты строятся за счет средств налогоплательщиков.
Налоги – это источник содержания управленческого аппарата страны. То есть заработная плата государственным служащим выплачивается именно со средств налогоплательщиков.
Налоги – это источник социального обеспечения граждан страны. Стипендии, больничные и многое другое выплачивается исключительно из средств, полученных в качестве налогов от граждан.
Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что налоги представляют собой основу для устойчивого развития и функционирования любого государства. Своевременная уплата налогов – это гарантия того, граждане страны могут быть уверенны в своем обеспеченном будущем. Вот тут мы и подошли к вопросу налогов. Платя налоги государству, мы обеспечиваем людей, которые для нас производят такие блага, как защита, учёба, образование, возможно, медицина, руководство нами (да, да, это важно — иначе всё погрузится в анархию, похлеще «лихих 90-ых», когда власть получала средства от бандитов), В некоторых странах, как США, образования, обучение платные. А все налоги, что они платят, они знают, за что платят. У нас же все налоги нецелевые, то есть идут в «общак» бюджета, а правительство распределяет их так, как хочет. Непрозрачная система получается у нас.
Конечно, некоторые задумаются, а нельзя ли сделать так, чтобы каждая конкретная ячейка общества, например, семья, дом, платила специальным частным компания деньги за всё это и сама устанавливала законы и поддерживала порядок. Казалось бы: неплохо. И ты видишь, куда идёт твои труд (деньги) и сам непосредственно следишь за всеми процессами твоего маленького общества. Но это получается возврат в каменный век, с их родовыми общинами и прочим.
А как только те, кто предоставляют такие вот нематериальные блага организации становятся настолько же влиятельными, насколько «большая тройка сотовых операторов», это уже всё превращается в государство.

Государство отвечает за нашу физическую и социальную безопасность. В России ещё за образование и медицину. Тут, кстати, ещё одно следствие: в отличие от США, где «призыв» в армию добровольный, мы зато в свою очередь не платим налоги на обслуживание армии и прочее, прочее.

Я не хочу говорить, какая система лучше, а какая хуже (доведённая до идеала): у нас или в США.
Но одно ясно, если есть государство, как видите, оно просто физически не может существовать без налогов. Иначе будет анархия и родовые общины, грубо говоря. Государство — это как большой сотовый оператор, только услуги он предоставляет несколько другие.
Посмотрим на государственные финансы. Увидим что-то похожее на рынок. Даешь деньги бюджету — получаешь услуги. В виде защиты от хулигана (милиционер с дубинкой), обороны от врага (летчик с ракетой), законов (депутат с кнопкой) и т.д. Рынок, правда, своеобразный.
Я считаю, что все люди обязаны платить налоги по одной простой причине, а эта причина проста. Государство без налогов рухнет, ему не за что будет поддерживать свою казну. Потому что эти налоги идут на укрепление нашего государства. На эти деньги правительство строит хорошие дороги, больницы, детские сады, содержит могучую современную армию, развивает науку, помогает бедным и инвалидам. Мы знаем, что эти деньги не разворовываются, а тратятся только на благо народа. Лишь небольшая часть расходуется на содержание чиновников. Можно лишь добавить то, что налоги — это своеобразная единица денежных средств, которые каждый гражданин своего государства обязан платить, не взирая не на что. А вот если задаться вопросом — куда же государство дает налоги? На муниципальные образование. А что включает в себя это «муниципальное образование»?
1. сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области.
2. муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
3. внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
А также государство платит зарплаты, содержит больницы, школы, и все то, чем мы пользуемся бесплатно. Мы должны платить налоги .
Как и обещала написать, что я думаю по поводу налогов. Моя мама получает пенсию около 8500 руб., проработав инженером 30 лет.
Моя дочь, ей 4 года в детский сад не ходит, т.к. мест нет, надо вставать в очередь при рождении ребенка. А так как мы переехали в город, в котором мы сейчас проживаем, когда ей было 3 года, то это уже поздно.
Больница оставила тоже неизгладимые впечатления. Когда нас с дочерью туда положили дали список лекарств, которые необходимо купить. Нянечки к детям которые лежат без родителей обращаются так, что становиться страшно, как таких людей вообще можно допускать к работе, а мы родители их работу еще оплачиваем в виде того что платим налоги.
Защита (правоохранительные органы), я вообще обсуждать не хочу, как многие из них вообще проходили переаттестацию. Судебные приставы, их работу выполнила я сама, отнесла исполнительный лист о взыскании алиментов на работу к нашему папе, т.к. за 6 месяцев у них не было времени это сделать.
Учеба бесплатная, да в школе. А дальше? А как долго учеба в школе будет бесплатной? А насколько она бесплатная, раньше только тетрадки надо было покупать и канцелярские принадлежности, а теперь и книжки, и ремонт в школах бесконечный за счет родителей.
Дороги ремонтируют. Где? В интернете только фото с ямами и комментарии: наступила весна снег растаял, а вместе с ним и асфальт, а правда что в России по дорогам медведи ходят, нет врут в России дорог нет.
А я плачу, транспортный налог, налог на имущество, налог на землю, подоходный налог. А куда и на что идут мои деньги?

Читайте также:  Где бесплатно покататься на коньках в подольске

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226–1274), Ф. Бекон (1561–1626), Ш. Монтескье (1689–1755), Д. Риккардо (1772–1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Целью данной работы является:

— выделить характерные черты современной налоговой системы Р.Ф;

— показать противоречия действующей налоговой системы РФ;

— отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;

— выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

— систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ;

— сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы в России;

— проанализировать направления налоговой политики России в среднесрочной перспективе.

Глава 1. Теоретические основы налогов.

В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основные требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о том: «что налоги не должны быть чрезмерно обременительными; должны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему; налоги должны быть справедливыми; при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги; государство должно собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства».

Читайте также:  Скачать книгу оробинского чему не учат на юрфаке бесплатно

Налоги составляют основную часть доходов бюджетов всех уровней. Поэтому рассмотрим более подробно сущность и функции налогов, а также проанализируем систему налогов в России с точки зрения их роли в формировании бюджетов разных уровней.

Налоговый кодекс Р.Ф. определяет общие принципы построения налоговой системы в России, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что «под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами». Кодекс также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами возложена, обязанность уплачивать налоги».

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

1.1. Функции налогов.

Взимание налогов является одним из экономических методов государственного управления. Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на нее функций. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Функции налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, то есть взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и тому подобное. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе¬ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре¬шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и многое другое). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас, это правило, не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах, освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному: так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Гармоничное сочетание всех вышеперечисленным функций налогов и создает эффективную налоговую систему. А чрезмерное выделение одной из них приводит к плачевным результатам.

На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства (реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и многое другое. Важны также техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от налогов. Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет к увеличению сбора налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.

Источник