Продленка в школе в 2019-2020 году
Для родителей, которые трудятся полный рабочий день, продленка является жизненной необходимостью – ведь занятия в начальной школе заканчиваются в 12-13 часов. Семей, которые могут позволить себе услуги няни или пользуются помощью бабушек, не так уж много, а остальные заранее обдумывают варианты, чем будут заняты их дети после уроков в 2019-2020 учебном году.
Задачи группы продленного дня
Группа продленного дня в начальных классах была повсеместно распространена в советское время. После занятий педагог, который чаще всего преподавал у одного из начальных классов в параллели, занимался с учениками. В функции его входила и организация выполнения домашнего задания, и активный отдых, и организация творческого досуга.
Сегодня функции продленки несколько изменились. Подробной законодательной регламентации такой деятельности нет, в законе «Об образовании в РФ» группа продленного дня упоминается только в пп.7 и 8 ст.66. Ее роль определяется как «осуществление присмотра и ухода за детьми». Сегодня в большинстве учебных заведений продленка выполняет следующие задачи:
- Пребывание ребенка после занятий в помещении, отвечающим требованиям безопасности и гигиены (чаще всего это учебные классы, иногда используются дополнительные помещения для отдыха).
- Обеспечение условий для активного и безопасного отдыха (на улице).
- Привлечение квалифицированного персонала.
- Организация развивающего и творческого досуга, а также выделение времени для самостоятельных занятий.
Время пребывания, как правило, ограничено 18 часами, некоторые дети остаются до 14, другие до 16 часов, в зависимости от возможности родителей. При этом оплата может как отличаться в зависимости от длительности, так и быть единой вне зависимости от количества фактически проведенных часов.
Виды занятий
Кроме основной задачи – обеспечения безопасности ребенка – многие школы предлагают также дополнительные занятия. Они могут быть как образовательной, так и творческой направленности. Как правило, воспитатель продленной группы сам не ведет такие кружки, но провожает и встречает подопечных. Подобные занятия проводятся на территории школы и оплачиваются отдельно.
Важным вопросом для родителей является выполнение школьниками домашних заданий в эти часы. Прямой обязанности обеспечить его выполнение у воспитателя нет. Если пребывание в группе ограничивается 2-3 часами, то на самостоятельные занятия времени может не отводиться, если же ученик остается до вечера, то выполнение уроков становится необходимостью. Ответственность за его выполнение является обязанностью самого учащегося. На это отводится специальное время, однако воспитатель не обязан проверять правильность или объяснять учебный материал.
Плюсы и минусы
Пребывание в продленке имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести следующие моменты:
- на адаптацию к учебе у ребенка больше времени и возможностей,
- он ближе знакомится с другими учениками и учителями, преподающими в продленной группе,
- посещение секций и дополнительных занятий,
- активные игры на свежем воздухе совмещаются с творческими и учебными занятиями.
Однако можно выделить и определенные минусы:
- ребенку психологически тяжело проводить столько вне дома – ведь школа отличается от садика насыщенной учебной программой;
- за 7-8 часов детская нервная система переутомляется, усталость копится – следствием чему становятся вечерние истерики;
- играя в классе после уроков, школьнику тяжелее соблюдать дисциплину во время занятий.
В любом случае принятие решения о посещении группы продленного дня остается за родителями, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка.
Функции воспитателя
В советское время продленку вел чаще всего один из учителей. Однако сегодня многие школы приглашают для этой цели воспитателя. В любом случае это должен быть человек, имеющий педагогическую компетенцию, однако он не будет вести дополнительные занятия, связанные с учебной программой.
- обеспечить безопасность воспитанников,
- организовать их самостоятельную и творческую деятельность,
- провожать внутри школы на кружки и секции,
- проводить прогулки на школьном дворе,
- по согласованию с родителями и администрацией школы ученики могут посещать театры и выставки.
Таким образом, ни разъяснение учебного материала, ни контроль за выполнением уроков в функции воспитателя ГПД не входит.
Стоимость
Цена, выставляемая за продленку, обусловлена финансовыми возможностями образовательного учреждения. Все бюджетные средства, выделяемые школе, имеют образовательную целевую направленность. Поскольку задачи продленки направлены, прежде всего, на обеспечение безопасных условий для развития творческих и учебных навыков, они относятся в большей степени к воспитательной деятельности.
Такие услуги расцениваются как дополнительные. В соответствии с пп.8 ст.66 закона «Об образовании» руководство школы вправе установить за них оплату. Каких-либо правил, регламентирующих ее размер платы. Таким образом, сколько стоит продленка в 201-2020 году, решает сама школа.
При этом цены сильно различаются даже в пределах одного региона. Например, в Москве в 2018 году стоимость варьировалась от 600 руб. до 15000 руб. Средняя же цена для столицы составила 3000 руб. в месяц. Хотя в большинстве регионов средняя стоимость не превышает 4000 руб., в отдельных субъектах (Курская, Свердловская область) она достигает 7-8 тысяч. Большинство родителей считают такую сумму неоправданно высокой, учитывая, что питание и секции оплачиваются отдельно.
Обратите внимание: если продленка является платной, родителю должен быть предоставлен договор об оказании услуг. Этот документ является доказательством того, что эти деньги имеют целевое направление, кроме того, там перечислены обязанности сторон и оказываемые услуги.
Источник
Продленка в школе в 2020-2021 году
Выбирая учебное заведение для ребенка в 2020-2021 году, стоит обратить внимание не только на уровень преподавание и график работы, а и на то, как в школе организована продленка, и сколько стоит посещение группы продленного дня для учащихся младших и средних классов.
Много лет назад, когда нынешние родители сами были школьниками, вопрос продленки не стоял столь остро, ведь в каждой школе были специальные группы, в которых дети проводили время во второй половине дня, ожидая пока вернутся в работы родители. Тогда ГПД (группа продленного дня) работала до 17:00, а в некоторых школах ребенок мог оставаться под присмотром и до 19:00, если того требовал рабочих график родителей. Сегодня все иначе и в разных учебных заведениях России реализованы разные форматы продленки.
Буква закона
Если вы, помня свое детство, надеетесь, что ребенок будет приходить с продленки с выученными уроками, то вас ожидает сюрприз. Согласно действующему законодательство услуга ГПД предоставляется в формате присмотра и ухода за детьми, а не воспитания и образования.
Иными словами, к функциям продленки в 2020-2021 году относятся:
- безопасное пребывание ученика на территории школы (в кабинете, закрепленном за ГПД);
- питание (оговаривается с родителями);
- обеденный сон (для детей 1-4 классов);
- выделение времени на выполнение домашних заданий (при этом проверка работ воспитателем не является обязательной);
- организация активного отдыха (если позволяет погода, то обязательной является прогулка на улице).
Педагог или воспитатель, работающий в ГПД, ежедневно составляет планы работы с детьми, в которых указывает все виды деятельности ребят.
Часы работы группы не регламентированы законом и устанавливаются исходя из потребностей родителей и возможностей школы. ГПД может работать и до 18:00, но чаще всего их срок работы намного короче, ведь длительность пребывания напрямую связана с ценой вопроса. На вопрос, сколько в 2020-2021 учебном году стоит продленка в школе может ответить только руководство учебного заведения, ведь стоимость формируется из таких составляющих, как:
- длительность пребывания в ГПД;
- качество питания;
- количество приемов пищи;
- досуг, организуемый для детей.
В некоторых школах России и сегодня есть бесплатные группы, либо право на бесплатное посещение ГПД предоставляется категорийным ученикам. Но чаще продленка выделяется в «дополнительные услуги», и родителям приходится платить за питание и досуг детей после окончания основных уроков.
Стоимость продленки в школах Москвы варьируется от 2 000 до 8 000 рублей в месяц, тогда как в частных и элитных учебных заведениях цена может достигать 15 000 рублей и более. Естественно, что и качество организации досуга детей тут несколько иное и включает в себя посещение кинотеатров, театров, музеев, выставочных центров, зоопарка, цирковых представлений и различных других интересных и полезных для развития ребят мероприятий.
Виды ГПД в обычных школах
Итак, каждая школа предлагает родителям услуги группы продленного дня в определенном формате, выбор которого зависит целого от ряда факторов:
- количество детей, нуждающаяся в ГПД;
- укомплектованность учебного заведения кадрами;
- наличие помещения, отвечающего требованиям.
Вариант №1 – ГПД с классным руководителем
Оптимальный вариант для малышей 1-4 класса на 2020-2021 год – это если в школе продленка организована на базе их же класса, а в качестве воспитателя работает классный руководитель.
Сразу стоит сказать, что далеко не все учителя в восторге от такой перспективы, несмотря на дополнительный заработок, ведь помимо уроков им необходимо ежедневно проверять огромнейшее количество тетрадей и готовится к занятиям на следующий день.
Для детей и родителей такой вариант самый желаемый, ведь хороший учитель сможет наиболее продуктивно использовать дополнительное время общения с детьми, организуя:
- выполнение домашнего задания;
- групповую и индивидуальную работу с детьми по темам, которые даются им сложнее других;
- игры на свежем воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий);
- дневной сон (для этого в школах должны быть специальные спальни).
Вариант №2 – ГПД с приходящим воспитателем
Если в 2020-2021 классах в вашей школе будет мало нуждающихся в услуге, а учителя не пожелают брать дополнительную нагрузку в виде ГПД, скорее всего, будет сводная продленка для учащихся из нескольких классов (иногда даже нескольких параллелей).
Плюс в данном случае только один – малыш будет находиться под присмотром до оговоренного времени.
Минусов может быть много:
- приходящий воспитатель (обратите внимание, не учитель!) не всегда «в теме» нюансов изучаемых в том или ином классе предметов;
- воспитатель не учит ребят, а значит и не будет по совей инициативе заниматься с отстающими;
- качество выполнения домашнего задания в таких группах часто оставляет желать лучшего;
- если в коллективе находятся дети разных возрастов из разных классов, не исключены конфликты.
Конечно, это все очень индивидуально и зависит от педагога, его отношения к работе и умения организовать работу и досуг детей в коллективе.
Изменения 2020-2021 года
В грядущем году ожидаются такие нововведения:
- переход на «самоокупаемость»;
- расширение перечня категорий детей, имеющих право на бесплатное питание и ГПД;
- ужесточение контроля над выполнением норм СанПин (в частности, проверка организации дневного сна для учеников 1-2 класса).
В 2020-2021 учебном году все школы России должны перейти на «самоокупаемость», с чем и связаны переживания многих родителей относительно возможного удорожания услуг ГПД.
Действительно, теперь каждая школа сама будет решать, может ли ее бюджет покрыть бесплатное пребывание учащихся в группах продленного дня, или стоит возложить эти расходы на плечи родителей, нуждающихся в этой дополнительной услуге.
Советы педагогов
Практика показывает, что хорошая работа учителя младших классов, избавляющая родителей от необходимости учить уроки с детьми с 1 по 4 класс, зачастую выливается целой гаммой разнообразных проблем уже в 5 классе, когда формат обучения резко меняется – школьнику необходимо учить все дома, а контроль ложиться на плечи родителей.
Учителя постоянно пытаются объяснить мамам и папам, что независимо от того, посещает ли ребенок группу продленного дня, им необходимо принимать активное участие в процессе обучения.
Так, в школе ребенок может:
- выполнить письменные домашние задания на черновике;
- прочитать тексты;
- выучить стих (кстати, это в младшей школе сами могут сделать единицы).
Дома же родители должны проконтролировать, как ребенок справился с заданием и все ли он успел сделать за то время, которое было отведено на данный вид деятельности в продленке. Также очень важно интересоваться, как прошел день в школе, как себя чувствует сын или дочь (не только физически, но и психологически), что интересного он узнал и чему научился, как провел время с друзьями.
Источник
Что нужно знать о школьной продленке в 2020 году
Продленка долгие годы спасала многих родителей. Особенно тех, чьи дети учатся в младших классах. Им, получается, и одним дома не посидеть — еще маленькие — и уроки в школе заканчиваются раньше всех, около полудня. Как быть родителям, которые работают полный день? Конечно, писать заявление на продленку.
А вот что будет дальше — сложно сказать. В каждой школе свои правила того, как проходит дополнительное время в школе.
Правила продленки
В первую очередь, родителям стоит понять, что обязанность по организации группы продлённого дня у школ нет. То есть ее делают, но те школы, которые уверены в своих силах, где достаточно кадров, помещений и желающих посещать ГПД. Так что требовать бесполезно: если в вашей школе ее нет, вряд ли паре-тройке родителей удастся ее «выбить».
Для кого устраивается продленка — тоже вопрос. Теоретически такую группу можно организовать для детей до 14 лет. Но фактически их делают для младшеклассников. И на том спасибо.
Как устроить ребенка в ГПД
Вы уже родители школьника, что оформлено соответствующим образом. Поэтому для устройства его в группу продленного дня не нужно приносить никаких документов — только заявление, которое адресуется директору. Но не всегда.
Часто родителей просят предоставить справку с работы. Это делается для того, чтобы в классе после уроков оставались только дети, чьи родители действительно не могут сами за ними присматривать.
Вот вам еще один минус неофициального трудоустройства. Даже если вы работаете по 12 часов, но это нигде не оформлено в официальном порядке, на продленку вашего ребенка могут и не взять.
Сколько платить
В государственных школах продленка бесплатная. Но детей нужно кормить, ведь они находятся в школе целый день. И питание все же придется оплачивать.
Кроме того, некоторые школы организуют дополнительные кружки, как в детских садиках. Посещать их могут все, не только те, кто остается на продленке. Но последним, конечно, удобнее. Можно даже совмещать по два и даже три кружка. И вот они, как правило, платные.
Продленка в 2020 году
И вот главный вопрос: как же организуют продленку в школах в этом году? Как мы помним, вся система образования развернулась на 180 градусов из-за пандемии и ограничительных мер. Родители боятся, что продленки не будет. Так ли это?
Решение о работе групп продленного дня будут принимать школы по согласованию с департаментом (отделом) образования в регионах. Если у школы есть возможность выделить под каждую группу из одного класса помещение и возможность находиться в нем до вечера, продленка будет.
Например, в Москве группы продленного дня будут работать, но при этом они должны формироваться из детей из одной параллели. Такое правило действует до 1 октября. Далее правила могут пересмотреть. Сделают это в зависимости от того, как будут идти испытания вакцины и какая ситуация сложится с заражениями.
Могут ли детей оставить без продленки?
Как мы помним, школы не обязаны организовывать такую группу. А значит, многие из них могут отказаться от лишней головной боли. Где-то продленка, конечно, останется, но повезет ли именно вам, стоит узнать в администрации школы.
Вообще-то не исключен и возврат на дистанционное обучение, так что родителям пока в любом случае не расслабиться.
Источник