Меню

Что такое орфограмма в русском языке 1 класс примеры бесплатно



Орфограмма 1 класс что это такое, пример

1 ответ

Орфограмма – это правило, согласно которую соблюдается правильное написание слов. В русском языке существует очень много правил (орфограмм). Все они нужны для того, чтобы не допускать ошибок при написании слов.

В 1-м классе изучают следующие орфограммы:

  • Как правильно переносить слова по слогам (пар-ты, тюль-пан).
  • Как пишутся имена собственные (Волга, Москва, Николай).
  • Орфограмма ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У (шиповник, чаща, чудо).
  • Раздельное написание предлога с другими словами (п улице, в сумке).

Оценка: 4.1 ( 16 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Аня Алексеева 454
  2. 2. Игорь Проскуренко 240
  3. 3. Семен Татаринов 239
  4. 4. Андрей Неизвестен 181
  5. 5. Владислав Крюков 174
  6. 6. Фаина Фомина 165
  7. 7. Даниил Кошелев 146
  8. 8. Никита Червоненко 139
  9. 9. Alina 137
  10. 10. Ярослав Юрченко 131
  1. 1. Игорь Проскуренко 22,237
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Орфограмма

Определение

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».

Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.

Говоря еще проще, орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.

Изучение орфограмм

Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:

  • большая буква в начале предложения;
  • правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»;
  • правописание мягкого знака;
  • правописание сочетаний «чк-чн»;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • непроверяемые безударные гласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • имена собственные;
  • предлоги.

Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.

Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:

  • Мама мыла раму (начальная буква слова, которое начинает предложение, пишется с большой буквы);
  • жизнь, чаща, пишу;
  • соль;
  • бочка (сочетания «чк-чн» пишутся без мягкого знака);
  • гроза (проверяемое слово – грозы);
  • стакан;
  • сердце;
  • позвала в гости Машу (имена собственные пишутся с большой буквы);
  • пришел к другу (предлог «к» пишется раздельно).
Читайте также:  Какие игры на айфон посоветуете самые классные и бесплатные

Орфографическая зоркость

Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.

Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.

Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.

Что мы узнали?

Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.

Источник

Орфограммы 1 класс
материал по русскому языку (1 класс)

Орфограммы 1 класс

Скачать:

Вложение Размер
orfogrammy_1_klass.docx 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Орфограммы 1 класса.

1. Заглавная буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Пример : М альчики играли во дворе.

2. Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Пример : М арина, В олга, М осква.

3. Я правила в школе учить начинаю,

Теперь очень твёрдо, уверенно знаю:

В сочетаниях ЖИ — ШИ только И, всегда пиши!

В сочетаниях ЧА — ЩА пишем только букву А .

В сочетаниях ЧУ — ЩУ пишут только букву У.

Прочитайте и выучите чистоговорку:

Ча-ча-ча — у меня нет клю ча.
Чу-чу-чу — в самолёте я ле чу .
Ща-ща-ща — в пруду поймали мы ле ща .
Щу-щу-щу — я сегодня не гру щу .

4. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН

Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака

Пример : ру чк а, но чн ой, пе сн я

5. Проверяемая безударная гласная в корне слова ( а, о, и, е, я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать

однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало

ударение. Пример: м о ря — м о ре

Если буква у тебя

То немедленно её

Ставь под ударение!

6. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в

словаре. Пример : м о л о ко, р е бята, к о р о ва.

7. Парная по глухости — звонкости ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

Чтобы проверить парную по глухости — звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

Пример : заво д – заво д ы, ле с – ле с н ой.

8. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Мягкость согласных на конце слова и в середине слова перед согласными обозначается с помощью мягкого знака. Пример: сем ь , сеят ь , пис ь мо, стал ь ной.

9. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в словах, в которых эти гласные обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а] [й’и].

Пример: Варен ье , жил ьё , в ью га, белич ья , мурав ьи .

10. Удвоенные согласные.

В некоторых словах пишутся удвоенные согласные: бб, лл, мм, нн, пп, сс, рр.

Запомни слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить определять тип орфограмм, р.

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв.

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля.

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова.

Задачи урока направлены на закрепление умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК «Школа России&quot.

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

  1. В корнях.
  2. В приставках и после них.
  3. В суффиксах.
  4. В окончаниях.

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Adblock
detector